АРХИВНЫЙ ОТДЕЛ
администрации
Кондинского района
  Документы 28.03.2024, 20:33
Меню сайта


Баннеры
Баннер Электронного архива Югры
Баннер премии Мы Вместе
Баннер Единого реестра запрещенных сайтов Российской Федерации
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
ОБД Мемориал


Поиск


Наш опрос
Удовлетворены ли Вы исполнением муниципальной услуги (выдачи архивных справок, копий)?
Всего ответов: 80


Статистика
Яндекс.Метрика

 
Народное хозяйство

Транспорт района в первой половине ХХ века

«Вот мчится тройка почтовая»

Транспорт района в первой половине ХХ века

 

По материалам районных газет «Ленинская трибуна»

и архивных документов

 

    Кондинский край не знал других видов транспорта, как гужевой (лошади) и лодки вплоть до 1896 года.

     В один из июньских дней 1896 года жители села Нахрачи были удивлены тем, что лошади, пасущиеся на лугу, с храпом и ржанием примчались в село. Спустя некоторое время сельчане, толпой собравшиеся на берегу, с любопытством наблюдали за небольшим, пароходом, который медленно, пыхтя и шлепая широкими плицами, поднимался по Конде.

   Это был «Доброжелатель», зафрахтованный купцом Сыромятниковым для доставки казенной муки. Секрет испуга лошадей стал ясен. «Доброжелатель» был первым самоходным судном, осмелившимся отправиться по таежной реке.

    С тех пор из Тобольска пароходы прибывали ежегодно. Нахрачинцы были очевидцами прибытия пароходов «Три святителя», «Александр». В 1899 году прибыл паровой катер «Коля», который буксировал баржу с товарами тавдинского торговца Зуева.

    Весной 1901 года пароход торгового дома «М. Плотников и сыновья» — «Березовец» с грузом муки дошел до села Леуши. А в 1902 году, оставив груз муки в Леушах, «Березовец» подался до села Шаим. Обратным рейсом купцы за бесценок скупали у местного населения и вывозили пушнину, соленую, копченую, вяленую, сушеную рыбу, ягоды, грибы, орехи.

   Начальный период судоходства по реке Конде описывается в исследовательской монографии корреспондента музея антропологии и этнографии имени Петра Великого при Императорской Академии наук А. А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север», которая была издана в 1910 году.

     А. А. Дунин-Горкавич в 1902 году на борту парохода «Березовец» поднялся до села Шаима и подробно описал жизнь, быт, культуру, обычаи хантов и манси.

    Маломощные пароходы, естественно, не могли загрузиться потребным количеством продуктов для местного населения. За навигацию завозилось не более 8—9 тысяч пудов муки.

     С наступлением устойчивых морозов тихие зимние юрты и паулы (деревни) оживлялись и походили на ярмарку. Это являлись купцы или их приказчики, прибывшие с обозом продуктов с берегов Иртыша по первому санному пути.

    Обозы прибывали в Болчары, Нахрачи, Леуши, Шаим и другие деревни. И не только с берегов Иртыша. Из Тавды, Ивделя, Серова, Тагила, Верхотурья и Ирбита.

     Кроме муки, соли, сахара, табака, чая и пороха они не забывали привозить и водку, которая являлась надежной посредни­цей при закупке пушнины, рыбы и ягод.

     Пассажирского транспорта и в помине не было. Население от села до села продолжало ездить на самодельных лодках, а зимой по-прежнему — на лошадях.

Ф.109.Оп.2.Д.917.Л.1.Группа подростков 16-17 лет на лошадях на лесоповале в с.Леуши. 1952 год

   После победы Великой Октябрьской социалистической революции и окончании гражданской войны ежегодно, с 1923 года, буксирные пароходы с баржами, загруженными продовольственным грузом, стали приходить в таежные поселения. На основании решения XII съезда РКП (б) в северных районах были созданы кооперативы и предприятия государственной торговли. Фактории и кооперативы делали годовой запас промышленных и продовольственных товаров, охотничьих припасов и орудий лова почти во всех деревнях от Алтая до Шаима.

     Заготовительные организации летом отгружали пушнину, кожсырье, сушено-вяленую рыбу, орехи.

     Мороженая рыба, ягода и дичь в зимнее время вывозились с низовьев Конды на Тобольск, а с верховьев — на Урал.

    О скорости движения судов того времени можно судить по такому примеру. С открытием навигации 1926 года жители с. Нахрачи со дня на день ожидали пароход. Наступил июнь, но парохода все еще не было. Наконец, 6 июля рыбак из села Есаул (Ильичевка) в осиновке (лодке) на веслах поднялся до села Нахрачей и сообщил радостную весть о том, что пароход идет. Он опередил приход парохода почти на 3 часа.

     Известие о прибытии парохода для жителей с. Нахрачи (Кондинска) и других населенных пунктов было радостным событием.  Одевшись в нарядное, как на праздник, все жители от мала до велика спешили на берег.

     В июле 1926 года при содействии Комитета Севера кондинцы получили первый почтовый катер «Письмоносец», который регулярно возил почту из Реполова. До «Письмоносца» в летнее время почту доставляли из с. Демьянское и с. Болчары за 50 верст пешком по болотистым тропам, а затем ее развозили на лодках. В зимнее время почту привозили на лошадях.

      Летом 1926 года в распоряжение исполкома районного Совета был направлен тихоходный небольшой катер «Сиротка», у которого «крейсерская» скорость против течения не превышала пять километров. «Сиротка» буксировал небольшой паузок, выполнял транспортные и рейдовые работы.

     В 1927 году флот Конды пополнился небольшим, на 20-30 человек, почтово-пассажирским катером «Уралец», курсировавшим от г.Ханты-Мансийска до районного центра с.Нахрачи (в настоящее время п.Кондинское), а в 1930 — 1933 годах — катерами «Кондинец» и «Подбельский» и другими судами. Теперь с наступлением навигации Конда оживала. Курсирование пароходов по реке для кондинцев становилось уже привычным явлением.

Ф.109.Оп.2.Д.169.Л.1. Водное транспортное средство "Молтобот" во время перевозки пассажиров по р.Конде

     До 1936 года движения пассажирского транспорта практически не было. Но капитаны грузовых пароходов "Красная звезда», «Шлеев», «Туринец» и других, которые каждый год приходили с грузом товаров, всегда находили на бортах своих судов места пассажирам.

      Начало регулярному пассажирскому движению положил пароход «Омич». С тех пор отпала необходимость многодневных изнурительных поездок на лодках. Прописку на Конде затем получили пассажирские пароходы - «Баррикадист» и «Храбрый». [1]

    Из отчетов Кондинского райисполкома за 1931-1935 годы мы узнаем, что район обслуживается одним почтовым отделением и 5-ю агентствами. Доставка почтовой корреспонденции в летний период времени осуществляется катерами и лодками. Летом движение почты проходит значительно хуже, нежели зимой, но и в этом отношении за истекшие 5 лет имелись большие достижения, а именно - с 1931 по 1934 годы почтовая корреспонденция в район доставлялась катерами Госпара, благодаря им обмен почты осуществлялся от 8 до 12 раз. В 1935 году этот обмен был уже доведен до 28 раз и в 1936 году почтовое отделение добилось своих 4 катеров, в результате чего нужно ожидать повышение обмена почтовой корреспонденции. В зимний период времени движение почты более регулярно на лошадях.

     Основной тяговой силой на лесозаготовках являлся собственный обоз лесной конторы, состоящий из 195 лошадей, не обеспечивающий вывозку, т.к. из этого числа 32 лошади «совершенно уже непригодны по своему предельному возрасту и подлежат выбраковке». В разделе отчета Кондинского райисполкома «Транспорт» указано: «В 1935 году строительство располагало своим транспортом при наличии 9 рабочих лошадей, которыми и выполнялись все транспортные работы по строительству…» [2]

     Лето 1941 года. Война. Снова трудности, которые не обошли транспорт.

    В сводном отчете по Кондинскому району за май 1942 года «О наличии и техническом состоянии автомобилей, тракторов...», имеются сведения, что на весь район имелось только два грузовых автомобиля: ГАЗ - АА, ГАЗ - 42, в графе "Прочие специальные автомобили" указан 1 автомобиль. Тракторов было больше. Тракторов колесных СТЗ 15/30, СХТЗ – 5; тракторов гусеничных "Сталинец" – 12; СТЗ-НАТИ карбюраторные – 1; ХТЗ - НАТИ - 2.[3]

  

Ф.3.Оп.1.Д.8.Л. 79. Отчет о техническом состоянии технических средств за 1942 год

   На тракторах работали не только мужчины, но и женщины. В 1941 году Кондинский районный исполнительный комитет утверждает план подготовки механизаторских кадров для МТС на 1941-1942 год в количестве: школа механизации сельского хозяйства - 7 чел., из них женщин – 5 чел.; механиков – 1 чел., из них женщин -1 чел; бригадиров тракторных бригад – 4 чел., из них женщин - 3 чел.; комбайнеров – 2 чел, из них женщин – 1 чел. [4]

      В годы Великой Отечественной войны движение по реке не прекращалось.

     Внимание кондинцев в то время привлек 32-сильный пароход «Гашунии». В Кондинское он прибыл перед самой войной. Когда-то он принадлежал тобольскому купцу Новицкому Ефиму Тимофеевичу и приносил ему немалые барыши.

Ф.109.Оп.2.Д.734.Л.1.Рисунок Хомякова А.Н. – «Пароход Гашунин» в период навигации обеспечивало сбор рыбы с мелких приёмных пунктов.

     «Гашунина» по праву северяне называли вездеходом. Почти всю рыбу, вылавливаемую в верховьях Конды, ее притоках и примыкающих к речкам озерах, доставлял на баржах в рыбозавод. Он смело заходил на протоки, ловко и хитро обходил мели.

Ф.109.Оп.2.Д.228.Л.1. Команда парохода "Гашунин" во время отдыха на берегу.

В нижнем ряду в центре - капитан И.М. Ильин

     С 1942 года, в течение 14 лет бессменным капитаном парохода «Гашунин» был Иван Матвеевич Ильин. В 1959 году пароход списан.

    Летом 1946 года над Кондинским долго кружился первый самолет ПО -2. Затем неожиданно для всех он снизился над деревней Вачкур и приземлился на картофельное поле. Пилотом на нем был земляк кондинцев Герой Советского Союза летчик Петр Яковлевич Панов, родители которого в то время жили в Вачкуре.

     Послевоенный период на Конде характеризуется оживлением воздушного транспорта. В 1947-1948 годах тишину таежной Конды нарушил гул самолетов ША-2, По-12, которые периодически привозили и увозили грузы, прилетали они и по санзаданию, а в летнее время охранили лес от пожаров.

     Зимой 1949 года установилось регулярное грузопассажирское движение самолетов АН-2 и ЯК-12. Правда, из-за отсутствия летней площадки они летали только в зимнее время.

Ф.109.Оп.2.Д.294.Л.1.Самолет АН-2 во время погрузки рыбы

    Развитие лесной промышленности, открытие уникальных месторождений нефти и газа предопределили широкий размах транспортного освоения Тюменского Севера. Летом 1959 года началось круглогодовое транспортное движение самолетов АН -2 с Кондинского и Луговского аэропортов. Впервые на Тюменском Севере начал строиться нефтепровод Шаим-Тюмень. По летней Конде днем и ночью на мощных судах поступали грузы с оборудованием и строительным материалом для нефтяников, рыбаков и лесозаготовителей.

    В 1961 — 1962 годах на участках нашего района началось строительство теперь уже железных дорог Ивдель-Обь и Тавда-Сотник. Стальные пути упорно и настойчиво рассекали лесные массивы. Вековая тайга покорно расступилась. 6 ноября 1967 года забит серебряный костыль на станции Устье-Аха железной дороги Тавда - Сотник...[5].

     29 января 1968 года в п.Мортка пришёл первый пассажирский поезд из уральского города Тавда. Расписание поезда было установлено два раза в сутки – днём и ночью [6].

Ф.109.Оп.2.Д.868.Л.1.Тепловоз и пассажирский поезд Свердловской железной дороги на железнодорожных путях  станции Устье-Аха

    Жители п. Междуреченский дождались курсирования пассажирских поездов только в 1970 году. [7]

Источники:

1. Шафиков И. От Кондинска до Москвы одни сутки// Ленинская трибуна. – 26 марта. - № 36. – С. 2. КРА Ф.58.Оп.1. Д.59

2. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 184. Оп. 1. Д. 6. ЛЛ. 38, 48, 74, 124, 253, 381.

3. КРА Ф.3.Оп. 1. Д.8

4. КРА Ф.1.Оп.1. Д.52

5. КРА Ф.58.Оп.1. Д.49

6. КРА Ф.58.Оп.1. Д.50

7. КРА Ф.58.Оп.1. Д.59