АРХИВНЫЙ ОТДЕЛ
администрации
Кондинского района
  Новости 19.03.2024, 13:04
Меню сайта


Баннеры
Баннер Электронного архива Югры
Баннер премии Мы Вместе
Баннер Единого реестра запрещенных сайтов Российской Федерации
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
ОБД Мемориал


Поиск


Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Наш опрос
Удовлетворены ли Вы исполнением муниципальной услуги (выдачи архивных справок, копий)?
Всего ответов: 80


Статистика
Яндекс.Метрика

Назад к списку новостей
Выставка "Народное образование Кондинского района"

         Выставка посвящена истории народного образования района в 1940-1970-е годы.

        Цель выставки: показать документы, освещающие основные направления работы школ района в нелегкие для страны 1940-1950-е годы, показать фотографии учительских и ученических  коллективов 1940-х – 1970-х годов.

       В экспозиции представлены документы из фонда районного отдела народного образования, а также экспонаты краеведческого музея «Центра дополнительного образования».

        14 августа 1930 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении" (всеобуче). На выставке, в разделе "Деятельность школ по осуществлению всеобуча", представлены постановления окружных органов, директивы РОНО в адрес школ, в которых предписывалось в кратчайший срок добиться ...максимального охвата детей учебой. Здесь также выставлены информационные отчеты школ о состоянии дел по всеобучу, ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Просматривая отчеты школ за 1930 - 1940 годы, можно сделать вывод, что проблема всеобуча стояла остро на протяжении многих лет. В 1931 году - 26 школ в районе. В 1943-1944 учебном году насчитывалось: школ – 57, детских домов – 3, интернаты, детские сады. Надо заметить, что в 1940-1950-е гг. в районе было более 100 населенных пунктов.

 

Количество школ, интернатов, детдомов, детсадов по Кондинскому району и их штатная численность в период 1943-1945гг.КРА Ф.10. Оп.1. Д. 10. Л.1-1 об

        В информационных отчетах школ Ленинской, Сумпанинской, Левдинской и др. школ района часто идет речь о плачевном материальном состоянии. Обычный тип сельской школы — это небольшой, деревенский дом, неприспособленный для занятий. В одной половине дома идут уроки в две смены, в другой половине, за перегородкой, живут учителя. В классе несколько парт, стол для учителя и табурет. Часто нет классной доски, нет мела, нет самых необходимых учебных пособий. На шесть человек по одному учебнику для чтения. В некоторых школах не было учебников по арифметике, естествознанию.

 

Акт обследования Левдымской начальной школы. 1946 г. КРА Ф. 10. Оп.1. Д. 11. Л.2-2 об, 3.

        Проблемой школ в те годы была низкая посещаемость. Ученики часто пропускали уроки из-за отсутствия обуви и теплой одежды. Проблемы посещаемости школ усугублялись из-за бездорожья, школа находилась за несколько километров, многие учащиеся жили в интернатах. Из-за полевых работ, работ по сбору дикоросов, занятия начинались поздно осенью и заканчивались в начале весны. В целом, занятия с перебоями длились лишь 6—7 месяцев в году. Вполне естественно, что за это время дети не успевали освоить программу и получить необходимые знания, поэтому из школы выпускались малограмотными. 

        В годы Великой Отечественной войны кроме всеобуча, добавилась ещё одна важнейшая задача – помощь фронту. Стали доводиться планы по государственным поставкам не только предприятиям, организациям, но и образовательным учреждениям. В адрес школ направлялись различные обращения и телеграммы: по сбору дикоросов, березовых почек, ловле рыбы.

Запрос данных о летней работе учащихся и учителей. 16 августа 1943 года. КРА Ф.10. Оп.1. Д.3

          Было голодно круглый год. Из письма молодой учительницы к матери: « Привет мамочка, давно от тебя нет писем… …нужда нет ни крошки хлеба с 28 апреля, на школу брали муки 160 кг. – хватило до 10 мая, а с сегодняшнего дня и мы без крошки хлеба. В магазине продуктов никаких нет, даже спичек нет. Живем исключительно на одной рыбе до молока еще берем по 1 литру вот и все. …В общем мама надоел мне Левдым хуже горькой редьки. Живу так себе … Как провели празднование 1 Мая? А мы плохо так как день был очень плохой, выпал снег, было холодно. Пока мама. Пиши о себе… 10/У-45 г.

      В выписках из документов орфография и пунктуация сохраняются в том виде, как и в оригинале.

         На выставке размещены документальные материалы, предоставленные Ягодинским школьным музеем, о Ягодинской спецпереселенческой школе.  В 1930-е - 1940-е годы следует отметить рост числа общеобразовательных школ для спецпереселенцев в спецпоселках. В архивной выписке из паспорта Кондинского района на 1931 год: «…Количество средних и начальных школ в районе, из них нацменовских: 26 школ, из них туземных 12, спец. переселенческих 5». Для детей спецпереселенцев была создана возможность обучаться в школах второй ступени. Такие школы имелись в спецпоселках Лиственичный, Ягодный, Дальний и др.

Фото: Первые учителя Ягодинской спецпереселенческой школы. 1932 г.
Учащиеся Лиственичной семилетней школы с учителями Калябиной Ефросиньей Петровной и Калябиным Григорием Федоровичем (во втором ряду в центре). 1939. КРА. Ф. 109. Оп.2. Д. 1434

       Особое место в экспозиции занимает раздел "Учебно-воспитательная работа". Из документов мы узнаем, что школы тех лет уделяли большое внимание соцсоревнованиям. В архивных документах Сумпанинской средней школы имеется директива о подготовке к празднованию 25-летию Октября.

Выписка из документа: Директива зав.РОНО Панкина зав. школой Печежерцевой (так в документе) о подготовке и проведении 25 – й годовщины Октября

"Разверните соцполитическое соревнование между учащимися, учителями, класс с классом, школа со школой. К 25-й годовщине Октября проверьте соцобязательства и соцдоговора. Подведите итоги успеваемости и посещаемости учащихся. Организуйте беседы о 25-й годовщине Великой Октябрьской Революции, утренники, вечера художественной самодеятельности, выпуск стенгазет. Окажите в этом помощь избам, читальням, красным уголкам. Организуйте сбор подарков для бойцов Красной Армии. Посылки отправляйте из расчёта на 3-4-х бойцов. Во многих школах района сбор тёплых вещей, помощь госпиталям пущены на самотёк. Сейчас весь наш народ напрягает все свои силы на разгром врага".

КРА Ф.10. Оп.1. Д. 17

                   В 1930-х годах повсеместно открывались в школах района кружки, например в школе п. Лиственничном были кружки: ЮВБ (юный воинствующий безбожник); ЮВС (юный Ворошиловский стрелок); ГСО (готов к санитарной обороне); драмкружок; хоровой кружок; физкультурный (из школьных воспоминаний А.П. Карфидовой). В некоторых школах были популярны клубы юных натуралистов (юннатов).

                 Ещё 86 лет назад для школьников в районе организовывали олимпиады, в архиве хранится директива РОНО о проведении олимпиады детского творчества среди учащихся района в мае 1940 года в с. Нахрачи. Цель олимпиады заключалась в показе лучших образцов массовой самодеятельности и детского творчества в области искусства, науки, техники. Только те учащиеся могут быть участником олимпиады, которые сочетают работу в кружках художественной самодеятельности с хорошей и отличной учебой и дисциплиной. Контрольные работы для учащихся военных лет удивляют своим содержанием.

            В документах Левдымской школы, протоколах выпускных экзаменов, хранятся контрольные работы учащихся. Диктанты про лесорубов, задачи про сапёров, или о заготовке сена, или сколько гречневой крупы привезли в магазин. Причем в контрольную работу учащиеся записывают полное содержание всей задачи. Это говорит о том, что задания контрольной работы на доске учителем не записывались.

Контрольная работа по арифметики ученика 4 -го класса. 1944 год. КРА Ф. 10. Оп. 1. Д. 12

            В 1944 году в стране введены цифровая пятибалльная система оценок и сдача выпускных экзаменов за 4-й и 7-ой классы и экзамен на аттестат зрелости средней школы. На выставке представлены две ведомости учета успеваемости учащихся с 1-4 классы Ленинской нач школы за первую четверть 1943-1944 уч. года, в которой оценивание еще словесное и ведомость учета успеваемости учащихся с 1-4 классы этой же школы за третью четверть, где оценивание уже цифровое по пятибалльной системе.

       Никого не смогут оставить равнодушными также документы, представленные в экспозиции по темам: "Внешкольная, общественно-полезная работа", "Пионерские и комсомольские организации".

Дата: 04.10.2016, 17:21 | Просмотров: 7799