АРХИВНЫЙ ОТДЕЛ
администрации
Кондинского района
  Новости 21.12.2024, 20:51
Меню сайта


Баннеры
Баннер Электронного архива Югры
Баннер премии Мы Вместе
Баннер Единого реестра запрещенных сайтов Российской Федерации
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
ОБД Мемориал


Поиск


Календарь
«  Август 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


Наш опрос
Удовлетворены ли Вы исполнением муниципальной услуги (выдачи архивных справок, копий)?
Всего ответов: 81


Статистика
Яндекс.Метрика

Назад к списку новостей
Международный День коренных народов мира

Международный День коренных народов мира

9 августа мир отмечает День коренных народов мира. Идея эта появилась в 1994 году после того, как Генеральная Ассамблея ООН объявила 1993 год международным годом коренных народов мира.

Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ханты и манси - два родственных народа. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси - вогулами или вогуличами. Для обозначения хантов и манси как единого целого, в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория".

Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители. Хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе. Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными.

Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д. Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.

В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы Севера сегодня составляют около 2% всего населения округа. Основным инструментом реализации законных прав представителей коренных малочисленных народов Севера, связанных с защитой, сохранением и развитием из традиционной деятельности является муниципальная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского района»

Кондинская земля богата замечательными людьми. Известные люди, из числа коренных народов севера, прославили свою малую родину далеко за ее пределами.

Поэт Андрей Семенович Тарханов родился в д. Аманья Кондинского района 13 октября 1936 года, в семье охотника манси. Учился в Ленинградском пединституте им. А.И. Герцена. Окончил высшие курсы сценаристов и режиссёров Союза кинематографистов СССР в 1967г. и Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. Член Союза журналистов (1961) и Союза писателей России (1980). В издательствах Москвы, Екатеринбурга, Тюмени вышло в свет 18 поэтических сборников А. Тарханова. Пишет на русском языке. Стихи переводились на английский, болгарский, венгерский, киргизский, украинский, финский, чешский языки. Андрей Семенович – заслуженный деятель культуры ХМАО. Тарханов возглавлял Угро-Ямальскую межокружную писательскую организацию. Сейчас он вице-президент международной Ассоциации финно-угорских писателей.

Картина Александра Игнатьевна. Родилась в 1926 г. в деревне Евра Кондинского района. Окончила факультет народов Севера Ленинградского университета. Затем училась в аспирантуре и одновременно преподавала студентам мансийский язык. В 1955 г. защитила диссертацию на тему "Именное словообразование в современном мансийском языке", написанную на материале сосьвинского диалекта мансийского языка с привлечением данных кондинского диалекта, а также хантыйского и других финно-угорских языков. После расформирования факультета народов Севера Ленинградского университета переехала в Йошкар-Олу, работала в республиканских газетах. Опубликовала статьи по вопросам словообразования и лексики мансийского языка в Трудах Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и сборнике "Просвещение на Крайнем Севере" (1958.- N 8). С начала 70-х гг. пробует силы в литературе. Пишет стихи, сказки, статьи. В коллективном сборнике "На земле марийской" напечатаны ее переводы стихов марийского поэта Ивана Горного (Иошкар-Ола,1967). Свои литературные работы и автобиографию передала в Кондинский краеведческий музей.

Народная мансийская сказительница, произведения которой переведены на ряд европейских языков, Конькова Анна Митрофановна родилась 26.06.1916 в д. Евра Кондинского района. Она член Союза писателей России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Автор первого мансийского романа. В современной жизни Югры А.М. Конькова стала символом преемственности духовной истории. Её творческая деятельность отмечена государственными наградами. Более 30 лет А.М. Конькова работала в школах Березовского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов, около 20 лет посвятила дошкольной воспитательной работе в Ханты-Мансийске.

Кузакова Евдокия Александровна родилась в 1921 году в мансийской деревне Евра Кондинского района, которой нет уже на карте, вместо домов кустарник и молодой лес. Но память о деревне жива, и, прежде всего потому, что это родина зачинателя мансийской литературы Пантейлемона Чейметова, мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой и Евдокии Александровны Кузаковой, имя которой хорошо известно среди специалистов, она кандидат филологических наук. Родилась она в семье охотника-рыбака манси из древнего рода Чейметовых, по ее воспоминаниям, семья была большая, за стол бывало садились 10-11 человек. Евдокия Александровна составила генеалогическое древо своего рода, где представлено 700 человек, в семи поколениях, у 153 из них фамилия Чейметовы. В 1948 году поступила в Государственный Университет им. Жданова на факультет народов Севера, который окончила с отличием в 1953 году. С 1954 по 1957 годы - аспирантка Института языкознания АН СССР (Ленинград-Москва). В аспирантуре занималась по специальности «мансийский язык». Кандидатскую диссертацию защитила в Ленинградском пединституте им. А.И.Герцена в 1964 году по теме «Южно-мансийский (кондинский) диалект в сопоставлении с северо-мансийским диалектом» с присуждением ей ученой степени кандидата филологических наук. На основе словника, имеющегося в диссертации и состоящего из 4-х тысяч слов на мансийском языке, составлен мансийско-русский и русско-мансийский словарь на верхне-кондинском диалекте, который увидел свет в 1994 году. С 1956 г. Евдокия Александровна работает в Москве редактором Государственного издательства иностранных и национальных словарей Министерства культуры СССР, с 1958 по 1966 годы она инспектор по школам Крайнего Севера Министерства просвещения РСФСР. В эти годы она много ездила по стране, посетила все автономные округа, так как занималась организацией образования в районах Крайнего Севера. Участвовала в работе многих научных конференций по фольклору и языку, международных финно-угорских симпозиумов и конгрессов. Собирала слова и тексты на верхне-кондинском диалекте. Автор нескольких статей по топонимии верхней Конды и верхне-кондинскому диалекту. Автор более 150 статей по истории края.

     

     

     

Дата: 09.08.2024, 17:02 | Просмотров: 1346