Неоценим кропотливой труд архивистов, по крупицам собирающих историю Кондинского края.
18 августа 2016 года Кондинский районный архив отмечает свой 80-летний юбилей. Просматривая отчеты прошедших лет, воспоминая его работников, понимаешь, что это были скрупулезные, ответственные, увлеченные своим делом люди.
Сейчас здание районного архива расположено по адресу ул. Титова, 1а, пгт. Междуреченский, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Основные помещения архива предназначены для хранения, обработки, использования документов, а это: 5 архивохранилищ, зал приема посетителей, читальный зал, помещение для приема документов и т.д. Приёмные дни для граждан: вторник, среда с 8:30 до 17:12, перерыв с 12:00 до 13:30.
Коллектив состоит из 7 сотрудников: начальник отдела, заместитель начальника отдела, главные специалисты и архивариусы.
Начальник районного архивного отдела – Светлана Владиславовна Сентюрина.
Именно на этих специалистов возложены полномочия по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности автономного округа Югры и находящихся на территории муниципального образования Кондинский район.
К основным направлениям деятельности архива можно отнести:
– комплектование архива документами;
– обеспечение сохранности документов;
– их государственный учет и экспертиза ценности;
– публикация и использование документов;
– учет и отчетность.
С момента своего образования (август 1936 года) архив начал формировать свои фонды документами Кондинского районного Совета народных депутатов и его исполнительного комитета; документами отделов и подразделений исполкома, сельских Советов поселений, колхозов и совхозов, других учреждений и организаций.
В начале 70-х годов, в связи с комплектованием Ханты-Мансийского окружного архива, большая часть документов (наиболее ценная и значимая) была передана в фонды окрархива.
Количество организаций – источников комплектования, постоянно менялось. Это было связано с ликвидацией некоторых организаций, и, следовательно, их исключением из списка; а также с образованием, и включением в список новых учреждений, деятельность которых играет большую роль в жизни района и отражает его развитие.
Годы | 1953 | 1960 | 1974 | 1980 | 1990 | 2002 | 2006 | 2016 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество организаций – источников комплектования |
16 | 48 | 34 | 39 | 30 | 52 | 43 | 35 |
Количество фондов |
16 | 48 | 34 | 71 | 62 | 92 | 111 | 123 |
Увеличение количества фондов в большей степени является показателем огромного потока поступающих документов по личному составу от ликвидированных предприятий и организаций. При этом возникают трудности с приемом документов. Предприятия ликвидируются, а документы зачастую остаются брошенными. К примеру, случалось так, что сотрудники отдела выезжали на территории района, и в брошенных зданиях без окон, из-под груд мусора выбирали документы постоянного срока хранения.
Годы | 1953 | 1960 | 1974 | 1980 | 1990 | 2002 | 2006 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество дел на хранении |
3395 | 10461 | 6729 | 9448 | 12266 | 20345 | 36520 | 55000 |
В фондах отдела архива Кондинского районного представлены документы различных сфер деятельности:
– местные органы государственной власти и государственного управления (администрация района, районная Дума, ораны местного самоуправления поселков и сел района);
– государственный и народный контроль (комитет народного контроля);
– суд и прокуратура (народный суд, районная прокуратура);
– статистика, управление государственным имуществом;
– финансирование и налогообложение;
– промышленность;
– сельское хозяйство, землеустройство, лесное хозяйство, охрана природы (колхозы, совхозы, лесхозы);
– транспорт и связь;
– строительство и архитектура;
– торговля, сбыт, снабжение, заготовки;
– коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание;
–образование, наука;
– культура;
– печать, телевидение;
– здравоохранение;
– социальное обеспечение, труд, занятость;
– общественные организации;
– фонды личного происхождения;
– коллекции документов по личному составу ликвидированных предприятий.
После ликвидации на хранение в архивный отдел переданы документы старейших предприятий района, таких как: Кондинский экстрактно-варочный комбинат (документы с 1934 по 2001 годы), Кондинский рыбозавод (с 1940 по 1998 годы), крупнейших предприятий лесной отрасли – Кондинский ЛПХ (и его подразделения) и Южно-Кондинский ЛПХ.
Архивный отдел комплектуется документами личного происхождения. Такие документы так же распределяются по фондам:
– ветераны Великой Отечественной войны и труда;
– руководители Кондинского района;
– коллекция документов граждан Кондинского района, признанных жертвами политических репрессий;
– коллекция документов по истории Кондинского района;
– коллекция документов литературного клуба «Зеркало»;
– выдающиеся личности Кондинского района.
Фонды постоянно пополняются новыми фамилиями.
Обеспечение сохранности документов архива – это целый комплекс мероприятий по сохранности документов. В хранилищах контролируется температурно-влажностный режим, выдерживается световой и санитарно-гигиенический режимы, Здание архива охраняется.
В архивном отделе ведутся учетные документы.
Основными из них являются: книга учета поступления документов, список фондов, карточки фондов, паспорт архива, описи дел, дела фондов. Все поступления документов от предприятий – источников комплектования отдела, от ликвидированных предприятий, от граждан фиксируются в книге учета поступления документов в архив.
В список фондов регистрируются принятые на хранение архивные фонды и архивные коллекции, присвоенные им номера, учитывается количество архивных фондов находящихся на хранении.
Карточки фондов составляются на каждый архивный фонд, в них учитываются названия фондов и все их переименования, даты документов, все поступления документов.
Заместитель начальника архивного отдела А.В.Лыжина
Кроме учета документов организаций – источников комплектования организаций списка № 1, отдел занимается учетом документов по личному составу учреждений списка № 2 – организаций, не являющихся источниками комплектования архива.
Архивный отдел занимается каталогизацией фотодокументов и созданием именных карточек фондообразователей – лиц, передавших документы личного происхождения.
Одной из основных функций архивного отдела является экспертиза ценности документов. Отдел занимается рассмотрением описей и номенклатур дел организаций, а так же проведением комплексных и контрольных проверок ведения делопроизводства и архивного дела в организациях, ведет постоянный контроль над делопроизводством организаций – источников комплектования, проводит семинары, постоянно ведет консультативную работу по вопросам архивного дела.
Одной из главных задач архива является публикация и предоставление архивных документов. Документы, находящиеся на хранении широко используются исследователями. Организации, документы которых переданы на хранение, применяют такие документы в работе; с документами архива работают студенты при написании дипломных проектов, краеведы – для изыскания различного рода информации об исчезнувших деревнях, колхозах, особенностях жизни населения данной местности.
При изучении документальных материалов, сотрудники архива подбирают интересную информацию об образовании и деятельности учреждений и предприятий района, осуществляют информирование заинтересованных лиц.
Районный архив по наиболее интересным документам истории района готовит материалы для публикации в районную газету «Кондинский вестник», разрабатывает экземпляры полиграфической продукции, составленной на основе архивных документов отдела (см. Пресс-папка).
Сотрудники архивного отдела регулярно проводят выставки в здании самого архива. Традиционны выставки, посвященные празднованию Дня Победы, истории Кондинского края.
Дорогого стоят строки от посетителей выставки. «Не могу собрать свои мысли в связи с увиденными архивными бумагами. Просмотрела все, что смогла, но «убил» меня акт обследования Каурьятской школы 1951 г. в то время с 1949-1952 г. я училась в Каурьятской школе у О.Н. Кичигаевой до 3 класса, а в 4 классе училась у Люции Петровны Актаевой, тогда в 4 классе сдавали экзамены. Спасибо Вам, я побывала не только в Каурье, но и в своей школе. Успехов Вам! С/ув. Нагибина Над. Конст. 23.01.2003».
«С большим удовольствием посетили выставку документов нашего района. Вспомнили прошлое, сравнивая с настоящим. Для всех нас – это наша жизнь в дорогих Кондинских местах. Наша биография - если можно так сказать. Большое спасибо коллективу выставки за их труд. Коллектив ветеранов- пенсионеров лесоперевалочной базы 26.05.2004».
«Работники краеведческого музея благодарят работников архивного отдела за безотказную, действенную помощь в предоставлении материалов для экспозиций и выставок, что имеет большое значение в воспитании молодежи на примерах их отцов и дедов. С уважением к вам ст. научн. сотрудник Учайкина Т.Е.».
«04.05.2006 г. 3 «б» класс. Благодарим районный архив Кондинского района за выставку и интересный рассказ, посвященный Великой Отечественной войне. Мы много интересного узнали о наших героических земляках из документов, которые много лет хранились в архиве. Сколько замечательных людей живут, и жило в нашем районе! С уважением и благодарностью ученики 3 «б» класса».
Еще один вид работы, наиболее объемный и трудоемкий – исполнение запросов социально–правового характера. В последние годы количество обращений граждан растет в геометрической прогрессии. По данным годовых отчетов архивного отдела, в 1953 году поступило 7 запросов социально-правового характера, в 1960 – 61, в 1974 – 84, в 1980 – 62, в 1990 – 70, в 2002 – 809, в 2005 – 1441, в 2015 году их уже 2908. Изменяется и содержание выдаваемых архивных справок, которое год от года все усложняется, увеличивается количество просмотренных дел и затраченного времени для их исполнения.
Выдача архивных документов из архивохранилища осуществляется на срок:
– до одного месяца – пользователям в читальный зал и работникам архива (кроме особо ценных документов, выдаваемых на срок не более двух недель);
– до трех месяцев – фондообразователям;
– до шести месяцев – судебным, правоохранительным и иным уполномоченным органам.
Выдача архивных документов:
– в читальный зал оформляется заказом (требованием) на выдачу архивных документов, копий фонда пользования, описей дел, документов и регистрируется в книге выдачи архивных документов, копий фонда пользования из хранилища в читальный зал, в которой расписывается работник читального зала;
– работнику архива для использования в служебных целях оформляется заказом (требованием);
Выдача копий архивных документов из фонда пользования так же оформляется заказом.
В архиве ведутся учетные базы данных:
– архивный фонд (программа с комплексом учетной документации архива в электронном варианте);
– картотека решений районного Совета народных депутатов и его исполнительного комитета;
– картотека постановлений, распоряжений районной администрации;
– программы библиотечного фонда и знаменательных дат;
– списки источников комплектования;
– базы данных по обращениям граждан.
Всё это обеспечивает информационную поддержку деятельности архива; ведение централизованного государственного учета документов в автоматизированном режиме; оперативное представление сведений о наличии в архиве документов того или иного фондообразователя.
В ноябре 2012 года специалисты архивного отдела Лыжина Анастасия Викторовна и Заречнева (Шарафеева) Юлия Николаевна участвовали во II окружном конкурсе профессионального мастерства «Лучший архивист Югры – 2012», на котором проявили свои профессиональные качества и творческие способности. Звание "Лучший архивист Югры 2012 года" было заслуженно присуждено Лыжиной Анастасии Викторовне. А второе место в этом конкурсе заняла Заречнева (Шарафеева) Юлия Николаевна. Так получилось, что первые два места во II окружном конкурсе заняли специалисты архивного отдела Кондинского района.
В заключении:
Сегодня в архивном отделе администрации Кондинского района созданы все условия для деятельности архивной службы. Это, безусловно, заслуга администрации муниципального образования Кондинский район, которая внимательно относится к проблемам сохранности документов, в этом направлении на протяжении ряда лет решает вопросы материально-технического обеспечения.
Неравнодушные, преданные своему делу архивисты большую часть своего времени и частичку души отдают работе – ежедневной, кропотливой, но нужной людям.
Идти в ногу со временем архивному отделу позволяет использование новых информационных технологий. В июне 2011 года администрация Кондинского района совместно с Управлением Пенсионного фонда РФ по Кондинскому району ХМАО-Югры заключили соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи. Это соглашение стало первым этапом в организации работы районного архивного отдела по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде.